Ботокс

Со словом «мимические морщины» сейчас практически ассоциируются два слова – Ботокс и Диспорт. Это два препарата, на которых построена методика избавления от мимических морщин, то есть от морщин, вызванных привычными движениями мелкой мускулатуры лица, называемых мимическими мышцами.

Когда эти мышцы, призванные придавать нашему лицу то или иное выражение, работают, то кожа, к которой они прикреплены, собирается в складки. Но, так как упругость кожи со временем ослабевает, то с течением времени эти складки уже не могут полностью расправиться и остаются заметными. Так формируются мимические морщины. В основном, их расположение связано с наиболее активными областями выражения эмоций – во внешних уголках глаз, в центре лба, в области между бровями, около губ.

Препараты, используемые в ботокс-терапии, содержат ботулотоксин – природное вещество, получаемое с помощью бактерий клостридий. Это вещество воздействует на мышцы и временно лишает их возможности получать сигналы от нервных волокон и произвольно сокращаться. В результате образуется определенная блокада, из-за которой часть мышцы, куда введен препарат, полностью расслабляется и формируемые с ее помощью складки, приводящие к формированию морщинок, распрямляются.

От уровня специалиста зависит результат процедуры – ведь важно не переусердствовать, получив временно парализованные мышцы, приводящие к неестественному выражению лица, а только снять чрезмерное напряжение с мимических мышц, не влияя на естественную мимику лица. Ни мышцы, ни нервы от препарата не повреждаются, а только блокируется проведение сигнала от нервных волокон к мышце. Этот эффект обратим, поэтому через несколько месяцев эффект от процедуры проходит. Существует также специальная техника введения ботокс-препаратов не в мышцы, а внутрикожно, это называется мезоботокс.

При подготовке к процедуре необходимо отказаться от ряда препаратов, которые могут отразиться на свертываемости крови, таких как аспирин или гепарин, не принимать алкоголь. В день процедуры нужно воздержаться от больших физических усилий, занятий спортом.

Сама процедура занимает всего несколько минут, и проводится с помощью шприца с короткой и очень тонкой иглой, поэтому обычно даже нет необходимости в анестезии. Хотя некоторые специалисты используют обезболивающий крем в местах будущих инъекций.

Стоимость процедуры зависит от объема использованного препарата – они измеряется в ЕД (единицах действия). Для того, чтобы оценить, о какой сумме за процедуру будет идти речь, можно примерно подсчитать, исходя из расчетов, сколько единиц нужно на одну зону воздействия, в зависимости от выраженности эффекта, ориентировочно:

• горизонтальные складки на лбу: от 4 до 15 ед.
  • складка между бровями: от 8 до 25 ед.
  • морщинки в уголках глаз («гусиные лапки»): от 8 до 16 ед.
  • уголки губ: от 4 до 6 ед.
  • морщины в области верхней губы: от 2 до 4 ед.

Работы до и после

Фото до- и через 1,5 недели после инъекции ботулотоксина в лобные мышцы с целью коррекции горизонтальных морщин.

У большинства пациентов выраженный эффект от процедуры обычно проявляется примерно через неделю после проведения инъекций, а достигает своего максимума примерно через полмесяца. Только менее 1% людей нечувствительны к этому токсину от рождения. Также действие препарата может быть гораздо менее выраженным при заболевании ботулизмом ранее или ранее использовавших аналогичный препарат в больших дозах по рекомендации врача. После манипуляции в местах инъекций может наблюдаться несильная отечность и небольшие подкожные кровоизлияния. Они пройдут самостоятельно в течение нескольких дней и особого ухода не требуют.

Так как действия ботулотоксина после однократного применения ослабевает примерно через полгода, то рекомендуется, при необходимости повторное введение. В случае курсовой процедуры, обычно после нескольких процедур время эффективной работы препарата увеличивается, составляя срок ближе к году.

Еще один эффект от применения Ботокса – в то время, когда мышцы расслаблены под воздействием препарата, пациент привыкает меньше выражать свои эмоции, меньше пользоваться мимической мускулатурой, что продлевает положительный эффект на внешность. Поэтому морщины, связанные с повышенной эмоциональной активностью и мимикой, могут не проявляться долгое время.

В день процедуры не рекомендуется трогать места введения препарата или массировать их. Желательно находится несколько часов после инъекции в вертикальном положении и в ближайшие сутки обязательно активно пользоваться мимическими движениями. Это нужно для того, чтобы препарат правильно распределился и начал действовать.

Результативность после проведения инъекций препаратами Ботокса зависит не только от индивидуальных особенностей организма, но и связана с возрастом:

У большинства людей младше 25 лет еще нет показаний для применения Ботокс-препаратов: их кожа обладает естественной эластичностью и поэтому мимические морщины не выражены

Целевой группой являются пациенты в возрасте 30–40 лет, у приличной части которых уже можно заметить мимические морщины, поэтому от применения Ботокса ожидается максимальный результат

После 50 лет и старше упругость мимических мышц уже естественно уменьшается, поэтому эффект от применения Ботокса может быть менее выражен, чем в более молодом возрасте. В более позднем возрасте роль мимических мышц в формировании морщин уже невелика, поэтому блокировать их нет смысла, потому что результата не будет.

Очень важно грамотно подойти к выбору специалиста для проведения процедуры, поскольку из-за неграмотных инъекций или неправильного подбора дозы, а также невыполнений рекомендаций врача после процедуры могут возникнуть осложнения, когда эффект проявляется большее, чем планировалось. Может возникнуть провисание тканей лица из-за чрезмерного расслабления, лицо может стать ассиметричным или создаться впечатление маски на лице.

Врачи не рекомендуют прибегать к терапии Ботоксом при выявлении нарушения нервно-мышечной передачи, например миастении (синдром мышечной слабости), нарушениях свёртываемости крови, например гемофилии, беременности и кормлении, приеме некоторых препаратов, воспалительных процессах на коже лица, при любых заболеваниях в стадии обострения.