• Челюстно-лицевая хирургия

Удаление металлоконструкций

В современной хирургии при сложных переломах или после операций по исправлению дефектов костей для фиксации правильного положения кости используются металлоконструкции – пластины, спицы, скрепляемые шурупами, с помощью которых части поврежденной кости фиксируются в постоянном положении относительно друг друга и постепенно срастаются. Чаще всего используются конструкции из стали и титанового сплава.

Многие пациенты, прошедшие через сращивание кости (остеосинтез) металлоконструкциями, задаются вопросом – нужно ли потом вынимать из организма эти металлические предметы?

Есть показания к снятию металлоконструкций:

• реакция организма на металл, либо аллергическая (она может проявляется не сразу после операции, а со временем) либо электрохимическая, которая приводит к приникновеню металла в окружающие ткани и возникновению воспалительного процесса (металлоз).
  • инфицирование тканей около конструкции, воспалительный процесс, который может привести к разрушению кости – остеомиелиту.
  • нестабильность конструкции, которая не позволяет ему больше выполнять основную функцию
  • необходимость проведения дальнейшего лечения, при котором фиксирующее устройство будет мешать
  • детский возраст, когда фиксатор будет мешать правильному росту костей
  • случаи, когда металлоконструкция мешает в быту, работе или при занятиях спортом
  • неполное удаление металлоконструкций раньше.

Бывают случаи, когда происходит снятие по желанию пациента:

• психологическая непереносимость инородного предмета в теле;
  • дискомфорт при одевании или носке одежды или обуви
  • сложности в движении, например, ограничение подвижности сустава
  • планируемая женщиной беременность. Так как однозначных данных о влиянии металлических конструкций на развитие плода нет, лучше удалить их для исключения риска.

Перед операцией, которая выполняется планово, хирург определяет состояние металлоконструкции, проводя рентгенографическое исследование или компьютерную томографию для определения текущего положения импланта, наличия его смещения или нарушения целостности конструкции.

Сама процедура извлечения проводится под анестезией, чаще всего под общим наркозом, особенно если размер фиксатора большой. Если выполняются обычные швы, то их снимают на 10-12 день, если саморассасывающиеся, то они не требуют дополнительных процедур. Пациенту назначается амбулаторное наблюдение. Обычно удаление металлоконструкции является менее травматичным вмешательством, чем его установка и поэтому не требует госпитализации.

В ходе принятия решения об проведении оперативного вмешательства травматолог или хирург обязательно учитывают возможные противопоказания, вероятность послеоперационных осложнений и уровень риска.

Бывают ситуации, когда снятие металлоконструкций не рекомендуется:

• большой риск операции у людей старшего возраста или при наличии хронических заболеваний
  • наличие признаков воспалительных процессов на коже
  • структура перелома, для которых снятие металлоконструкции приведет к деформации костей или к вторичному перелому
  • расположение перелома в так называемой опасной зоне (конструкции, фиксирующие переднюю поверхность позвоночного столба, тазового отдела, имплантаты плечевой кости с выделением лучевого нерва).

При решении, удалять или нет металлоконструкции, нужно учитывать, что , с одной стороны, со временем любой инородный предмет в кости покрывается «костной мозолью», скрывается в кости, а с другой, оценивать возможную травматичность процесса снятия, которая зависит от размера и места нахождения фиксатора.

Еще более редкие случаи удаления металлических предметов, когда металл изначально инороден и попадает в организм случайно – чаще всего, в результате ранения или несчастного случая. Это могут быть как старые травмы, остатки пулевых или осколочных ранений, так и случайности на охоте, или последствия ДТП.

Врач, рассматривая каждый конкретный случай с помощью результатов рентгеновских или КТ-исследований, будет взвешивать возможные риски при удалении такого инородного тела и необходимость его удаления.