Пластика рубцов

В отдаленные времена считалось, что шрамы украшают мужчину. В современном мире мнения сходятся на том, что шрамы – не для женщин, да и многие мужчины, получив их случайно или в результате операции, готовы от них избавиться. Теперь шрамы и послеоперационные рубцы считаются не признаком доблести и воинской славы, а косметическим недостатком, и их владельцы приходят к врачам с надеждой избавиться от изъянов на лице и теле.

Рубец представляет из себя образование в коже, состоящее из соединительной ткани, формирующейся на месте повреждения кожи. Причина повреждения может быть как непреднамеренная – воспаления или травма, так и планируемая, как результат операции. По сути, рубец - это крайний этап восстановления кожи после повреждения. При этом рубцовая ткань не способна выполнять функции нормальной кожи, в ней отсутствуют железы, например потовые, и волосяные луковицы. Если в начале своего формирования рубец представляет из себя выпуклый шрам ярко-розового цвета, то с течением времени он бледнеет и становится более плоским и незаметным, превращается в светлую достаточно тонкую полосу, хорошо заметную на загорелой коже.

Анатомически рубец – это образование из плотной соединительной ткани с большим количеством эластичных волокон, образующееся как реакция на нарушение целостности кожного покрова. Во время операций кожа рассекается, травмируются все ее слои, включая глубокие. В послеоперационном периоде начинается сложный и постепенный процесс восстановления кожного покрова в месте повреждения. Заживление начинается с локального воспаления, затем следует эпителизация, стадии созревания рубца, заканчивающиеся его полной трансформацией. Во время первого года зарастания повреждения в соединительную ткань рубца постепенно проникают лимфатические и кровеносные сосуды, формируются нервные окончания, постепенно поврежденная область сливается с окружающими тканями, выравниваясь по структуре и цвету.

На ход нормального процесса заживления и формирования рубца могут повлиять самые разные факторы: натяжение кожи сверх нормального, инфекционный процесс, гнойное воспаление, индивидуальные особенности иммунитета пациента, нарушений эндокринного характера и наследуемых причин. Из-за нарушения процесса рубцевания на месте обычного плоского рубца образуется выпуклый или втянутый шрам, а в редких случаях начинается формирование патологического процесса, называющегося келоидным рубцом. Так называют рубец, который имеет склонность к разрастанию, часто сопровождающийся зудом, с рельефной поверхностью, выделяющийся над поверхностью кожи. Такие рубцы, называемые еще гипертрофическими, могут образоваться не только на месте крупного шрама, но из небольших повреждений кожи. При выявлении склонности кожи к образованию подобных рубцов, грамотные хирурги просто порекомендуют не делать операцию, так как метода эффективной борьбы с келоидными рубцами пока не разработано.

У отдельных пациентов образуются более окрашенные и грубые по структуре рубцы, обычно из-за более сильной выработки коллагена, который скапливается в ткани кожи и не успевает рассасываться. Такие рубцы в первое время обычно выпуклые и достаточно заметные, но с течением времени они светлеют, и как бы «растекаются» по коже, становясь менее высокими. Такие рубцы не являются келоидными, поскольку не растут.

В социальной среде гармоничная внешность часто воспринимаются как признак здоровья, делая человека желательным в обществе и привлекательным. А заметные рубцы и шрамы выделяют человека, приводя к некоторой скованности, привлекая внимание к недостаткам, что отражается на самооценке и отрицательно влияет на успешность. Поэтому все больше людей с отметинами на коже, несмотря на то, что шрамы и рубцы не несут вреда здоровью, предпочитает от них избавиться. Естественно, даже избавление от неприятных дефектов внешности, хочется, чтобы было эффективным и безболезненным. Поэтому эта часть медицины постоянно развивается, предлагая все новые возможности восстановления эстетичной внешности.

Методы устранения рубцовой деформации

Существуют различные методики избавления от заметных рубцов. Предпочтительный способ коррекции послеоперационных рубцов и шрамов подбирается врачом индивидуально и рассматривается объем рубца, область его расположения, особенности структуры кожи в области рубцевания, а также учитываются ожидания пациента.

Лекарственные методы.

Самый простой и доступный метод борьбы с рубцами - применение наружных лекарственных форм, которые ускоряют рассасывание рубца и способствуют более быстрому заживлению. Такие препараты ускоряют восстановление нарушенного кровообращения в области рубцевания, ускоряют процессы обновления тканей, и уменьшают неприятные ощущения. Преимущество такой терапии - минимальное количество противопоказаний, простота в применении. Недостатки – длительность периода для получения видимого эффекта. Мазями приходится пользоваться несколько раз в день на протяжении нескольких месяцев.

Буки-терапия

Для лечения и профилактики роста келоидных и гипертрофических рубцов используется методика с использованием рентгеновского излучения низкой интенсивности; назначается такая терапия врачом. Время и дозировка облучения лежит в определенном диапазоне и подбирается с учетом индивидуальных показаний. Буки-терапия ограничивает рост рубцовой ткани и препятствует ее деформации. Облучение воздействует в основном на верхние слои рубца, а приникающее излучение к более глубоколежащим тканям не опасно. Буки-терапия не применяется при заболеваниях почек, нарушениях кровообращения, наличие воспалений на коже.

Мезотерапия.

Мезотерапевтическая методика хорошо справляется с рубцами небольшого объема, что позволяет ее широко применять, например, для коррекции последствий угревой болезни.

Криодеструкция.

Применяется для удаления патологических тканей при помощи жидкого азота. Преимущество криодеструкции жидким азотом – в быстроте достижения эффекта: процедура длится всего несколько минут. В большинстве случаев, методика не требует особого обезболивания и не выраженных противопоказаний.

Шлифовка.

Может проводится как механическим путем, так и с помощью новейшей технологии – лазерной терапии, когда с помощью лазерного луча удаляются поврежденные ткани и происходит стимуляция образования в месте коррекции молодой здоровой ткани.

Хирургический метод.

Иссечение рубца показано для уже сформированных рубцов небольшой ширины. Площадь операции определяется хирургом и зависит от площади, места формирования, и состояния самого рубца. После удаления лишней соединительной ткани в области рубца выполняют косметические швы. Манипуляция обычно проводится под местной анестезией и менее часа. Послеоперационная реабилитация проводится в течение нескольких недель, и в первую очередь ограничиваются физические нагрузки. Результат операции оценивается обычно через 3-6 месяцев.