• Челюстно-лицевая хирургия

Лечение патологий височно-нижнечелюстного сустава

Одним из самых сложных в выявлении и лечении заболеваний считают синдром дисфункции височно-нижнечелюстного сустава. У него много названий: хронический подвывих нижней челюсти, артрит или артроз височно-нижнечелюстных суставов, миофациальный синдром, но врачам понятно, что сложность диагностики определяется большим количеством симптомов, которые часто путают с другими заболеваниями, которые происходят от множества факторов, влияющих на развитие этого заболевания. Соответственно, и лечить причину такого многофакторного (по научному полиэтиологичного) заболевания достаточно сложно. Еще в начале 20го века американский отоларинголог Костен обнаружил связь между болью в ушах и нарушением работы височно-нижнечелюстных суставов. Поэтому, иногда еще заболевание называют синдромом Костена.

Причин у синдрома дисфункции ВНЧ-суставов достаточно много:

• одна из основных – стресс
  • стоматологические причины: целая группа причин от врачебных ошибок до ошибок пациентов, не соблюдающих рекомендаций врача по уходу за зубами или после их лечения. Как пример, некорректная установка обычной пломбы на зуб или неправильное формирование жевательной поверхности коренных зубов могут привести к повышенной односторонней нагрузке на челюсть и нарушить симметричность в работе суставов нижней челюсти.
  • неправильный прикус
  • чрезмерная нагрузка на сустав при долгих (более 3 часов подряд) лечебных или профилактических приемах у врачей-стоматологов без перерывов
  • травматическое повреждение суставов
  • такое заболевание как бруксизм, выражающееся в скрежетании зубами или непроизвольном стискивании челюстей
  • склонность зубов к истиранию и, как следствие, уменьшение высоты прикуса
  • слишком большие спортивные нагрузки
  • прием некоторых препаратов, например, отдельных гормональных контрацептивов

Из-за сложностей с диагностикой данного заболевания не всякий врач-стоматолог может грамотно поставить диагноз, а иногда и просто готов отказаться от «неудобного» пациента или отправить его к другому специалисту – ЛОРу, терапевту, хирургу или неврологу. В результате пациент, зачастую, не получает не только полноценного и своевременного лечения, но и даже правильного диагноза. А заболевание тем временем прогрессирует и диагноз, если и ставится, может быть уже на стадии, когда обычные методы лечения уже не способны исправить ситуацию.

Симптомы, которые могут указывать на нарушения функций височно-нижнечелюстного сустава:

• ощущение щелчка в области суставов. Он может быть как несильным, так и выраженным до такой степени, что слышен окружающим. Может сопровождаться болью или быть безболезненным.
  • ограничение в движениях нижней челюсти, обычно одностороннее, иногда сопровождающееся характерным звуком при снятии ограничения, еще называется блокировка
  • нарушение подвижности нижней челюсти, иногда сопровождающееся болевыми ощущениями разной степени выраженности
  • чувствительность зубов. Одной из причин болей в зубах из-за их повышенной чувствительности может быть повышенная механическая нагрузка на зубы из-за стискивания челюстей или скрежетания зубами. Нередко стоматологи, не сумев определить причину такой чувствительности, производят ненужные процедуры, например, удаление нервов или даже удаление собственно зубов, что, конечно, уберет источник боли, но не решит проблему в целом, а може ее даже усугубить из-за дальнейшего нарушения прикуса.
  • Запишитесь на прием по телефону +7 (499) 242 03 73

• ощущение чрезмерного напряжения или мышечного спазма в области челюстей, как с сомкнутом, так и в открытом состоянии
    • болевые ощущения в жевательных мышцах или в мышцах около ушных раковин
    • боль внутри уха или нарушение слуха
    • головные боли, которые иногда настолько сильны, что врачи их путают с болями при мигренях. Они могут отдавать в височные или лобные доли или даже в область шеи и плеч. Причиной головных болей служит перенапряжение мышц из-за нарушения работы сустава. - симптомы воспаления в самом суставе – боль, отек в этой области, повышение температуры тела, часто до «субфебрильной температуры» около 37 градусов. - головокружение, нарушение сна. - непонимание причин боли и возможности ее исключить может стать причиной депрессии.

Перед определением пути лечения необходима диагностика. Так как заболевание комплексное, то и диагностика проводится расширенная. Она включает в себя исследования мышц шеи и головы, необходимые врачу исследования рентгендиагностики (МРТ, конусно-лучевая томография, латеральная телерентгенография), анализ черепно-лицевых соотношений (по-другому цефалометрический), изучение правильности смыкания зубов и прикуса. В зависимости от результатов диагностики и степени повреждения, лечение может быть консервативным, восстановительным (реконструктивным) или хирургическим. Целью лечения синдрома дисфункции височно-нижнечелюстных суставов является устранение факторов, способствующих его проявлению и прогрессированию. При выявлении причин из группы риска (чрезмерная физическая нагрузка, состояние стресса, неправильное протезирование или отсутствие зубов, влияющее на смыкание зубных рядов и прикус), определяется, может ли помочь снижение физической нагрузки или коррекция протезирования. На первом этапе лечение включает в себя, при необходимости, снятие болевого синдрома, уменьшение отека, изготовление специальных конструкций для рта, разгружающих сустав - суставной шины или каппы.

Если консервативное лечение не способно улучшить ситуацию, то после снятия обострения можно провести реконструктивное лечение. Оно представляет из себя изменение положения суставной части нижней челюсти и может использовать разные технологии. На данном этапе взаимодействуют самые разные врачи: ортопед сотрудничает с ортодонтом, хирургом, пародонтологом, терпевтом. При необходимости, могут понадобиться консультации невролога, ЛОР-врача, психотерапевта, остеопата. Для выполнения задачи часто требуется провести полное восстановление зубных рядов с помощью вкладок, коронок, ортодонтических накладок. Результатом реконструктивного лечения может стать не только нормализация положения суставной головки, но и коррекция положения суставного диска, правильное расположение мышечно-связочного аппарата, правильное смыкание зубов.

В самых сложных случаях приходится прибегать к хирургическим способам лечения.

В зависимости от степени изменений, хирурги прибегают к различным методикам:

• Артроскопия – врач при помощи иглы, максимально щадящим способом, струей жидкости под давлением промывает сустав, что позволяет устранить причину воспаления и убрать рубцовую ткань, которая мешает нормальной двигательной активности челюстей
    • Артроцентез – очистка сустава, используя проникновение иглой в полость сустава и замену внутреннего содержимого стерильной жидкостью.
    • Артропластика – открытая операция, в ходе которой вправляется сочленение височно-нижнечелюстного сустава;
    • Эндопротезирование – при разрушении костной ткани может быть показана замена одной или обеих частей сустава имплантами.